Путевые заметки про Антарктиду

S c r o l l D o w n

Как все начиналось
А начиналось все с идеи. Думаю мало людей в России знает, что в Антарктиду можно попасть не только научным сотрудником на какую-нибудь нашу научную станцию(не ведаю, действующие они сейчас или нет), а простым туристом. Оказывается, легко!!! Для этого надо сначала узнать, что это в принципе возможно, потом захотеть туда поехать, найти туристическую фирму, которая возьмет на себя хлопоты по организации поездки и в конце концов отправиться на другой конец света.
Однажды мы с супругой отправились в путешествие по фьердам Норвегии. Было это летом 2003 года. Круиз проходил на судне Академии наук «Академик Вавилов». Оказывается чуть ли не половина научно-исследовательских судов Академии наук сдана в аренду, переоборудована и возит туристов по разным странам и континентам. Так мы и узнали, что летом корабль этот работает в высоких широтах северного полушария, читай возит туристов по фьердам Норвегии, в Исландию, в Гренландию и Шпицберген. А вот зимой перебираются они в южное полушарие и работают в Антарктиде, опять же с туристами. Заинтересовались мы очень. Сама по себе мысль про такую возможность сначала казалась абсурдной, но как-то мысль эта прижилась в наших головах, да и почва для этого оказалась благодатной — не любим мы с женой таяние под солнцем на пляжах Турляндии и иже с ней Египта. И спустя месяца четыре — пять морально мы были уже готовы к поездке.

Организация поездки
Конечно же было у нас желание попасть в Антарктиду на нашем старом знакомом — «Академике Вавилове». Но не судьба видно была. В то время перерыл я весь интернет в поисках информации о маршрутах этого корабля. Ничего, кроме маленького упоминания о том, что корабль этот повез в Антарктиду сруб часовни. Зато нашел много полезной информации о туристических маршрутах в Антарктиду. Наши турфирмы в то время не работали на этом направлении, как сейчас обстоят дела не знаю. Вообщем все разузнал, выяснил и с этой информацией пришел в родную нижегородскую турфирму. Вы бы видели их удивление, когда мы заговорили о том КУДА мы хотим направиться! 🙂 Они не то что никогда не занимались этим направлением, они даже не слышали про такую возможность. Но надо отдать должное компании, они очень заинтересовались и все хлопоты взяли на себя.
Хочу сказать, что маршрут этот очень востребован. Для примера, сейчас июнь 2007 года, так вот, в данный момент продаются поездки на зиму 2008 — 2009 года. Вот так вот! Но нам повезло, то ли кто-то отказался, то ли еще как, но каюта для нас нашлась на поездку в феврале 2004 года. И должны мы были поехать, так же на сданном в аренду, корабле Академии наук «Академик Молчанов».

Сборы
Не верьте описанному в рекламных проспектах туров в северные страны (или страны расположенные на крайнем юге)перечню необходимой одежды, которую необходимо иметь с собой. В эпоху глобальной экономики, именуемой ИНФОРМАЦИОННОЙ, нас разводят как лохов. Если почитаете эти проспекты то ничего не может быть теплее и лучше чем куртки известных брендов из синтетической ткани. Для горнолыжного туризма — возможно. Но для спокойного времяпровождения и созерцания природы, извините, лучше шерстяного свитера еще ничего не придумали (Ой, это конечно же IMHO).
Вообщем повелись мы на все это. Ездили специально в Москву в специализированные магазины за одеждой, про которую было написано в проспекте про предстоящий нам тур. Денег потратили уйму и были в полном походном снаряжении в аккурат к поездке.

Поехали!!!
Вся дорога составила что-то около 48 часов, если считать от подъезда дома до входа в гостиницу. Сначала мы доехали до Москвы, затем прилетели в Милан. Далее был длиннющий рейс до Буэнос Айреса и уже потом на маленьком самолетике мы добрались до конечной точки (или наоборот начальной точки) нашего путешествия — Ушуайи. Ушуайя — маленький городок на самой южной оконечности Огненной Земли (думаю, что по урокам географии Вы помните это место). Холодное место продуваемое всеми ветрами. В феврале (а это тамошнее лето) температура доходила градусов до 10 — 12 по Цельсию. Честно холодно. Раньше, для аргентинцев, это было что-то вроде Колымы для наших сограждан. Большущая тюрьма, которая сейчас работает музеем, вызывает грустные ощущения. Вообщем проторчали мы в этом не очень интересном месте полтора суток, занимаясь разглядыванием окрестных мест и ожиданием назначенного времени посадки на корабль. Надо сказать, что нас встретили представители организующей поездку фирмы. Выдали все необходимые документы и конечно же взяли все необходимые расписки с нас.
Вообщем в Ушуайе мы отоспались, немного акклиматизировались (восьми часовая разница во времени)и были готовы наконец-то уже отправляться в Антарктиду.

Начало пути
К назначенному времени мы появились на пирсе у причала научно-исследовательского корабля Академии Наук Российской Федерации «Академик Молчанов» (далее по тексту просто Молчанов). Встретили нас на корабле на УРА!! Команда — то была русская, в основном из Мурманска. И люди ждали нас. На борт Молчанова за последние 10 лет ни разу еще не ступала нога русского туриста. Так что нас точно ждали. И мы очень благодарны команде за это. Весь Staff (далее Стафф) был из Скандинавии. Туристов на Молчанове было человек 45, команды — человек 20 и Стаффа — человек 10. Теперь о том какие люди и из каких стран направляются в подобные путешествия. В основном это были пожилые люди из Штатов, Европы, ЮАР и Австралии.
Загрузились мы на корабль, разместились в своей каюте, которая оказалась небольшой, но уютной и находилась на главной палубе. Вообщем поехали мы.

Пролив Дрейка
Отошли мы от пирса часов 17 по местному времени. Сразу же Стафф устроил первую встречу туристов, Капитан корабля пообещал незабываемые впечатления от пребывания в Антарктиде, руководитель Стаффа рассказал о маршруте и довел некоторые подробности о путешествии. Все как обычно. Необычное началось после ужина, на котором мы кстати и начали знакомство с русской командой Молчанова. Официантки оказались русскими девушками. Они нам как раз и сказали, что бы мы не оставляли на столе в каюте фотоаппарат, так как «Скоро будет пролив Дрейка и начнется качка и техника может упасть и разбиться». Фотоаппарат мы конечно же не оставили на столе, но про все остальное даже не подумали…..
Легли спать и где-то часов в 12 ночи по местному времени Молчанов вышел из внутреннего пролива и попал в пролив Дрейка. Как вы знаете, Пролив Дрейка соединяет Атлантический и Тихий океаны, вернее сами океаны соединяются в этом месте друг с другом. И здесь всегда, мягко говоря, штормит. Вообщем тот час же по выходу в пролив Дрейка Молчанов попал в шторм. Это случилось одномоментно, резко и сразу же. Как будто корабль выглянул из-за угла скалы ( что собственно говоря и было) и вляпался в шторм. И мы тут же почувствовали это. Началась сильная качка. Все что мы по собственной глупости оставили на столе (какие-то бумаги, мелкие вещи) мгновенно с шумом свалилось на пол. Кровати стали выпрыгивать из под нас. В санузле по полу начал с грохотом кататься баллончик с освежителем. Мы были в шоке. До нас стало доходить истинное назначение многих вещей в каюте и на самом корабле. На столе специальная прорезиненная скатерть, что бы вещи не скользили.
Все шкафы имеют специальные вертикальные упоры, что бы вещи не вывалились. Все очень плотно запирается. И так далее и тому подобное. Мы приняли таблетки от качки, кои купили еще в Москве. Справились с гремящим и прыгающим в туалете баллончиком, как смогли собрали с пола и запихнули в ящики все барахло что свалилось со стола. Отделались малой кровью, если не считать разбитого Катиного лба об ручку ящика. Попробовали уснуть. Кровати все так же продолжали вырываться из под наших тел. Как-то в легком забытьи и дреме мы дождались утра и решились выйти из каюты. Вышли, дошли до столовой и увидели сильно поредевшие ряды туристов. На завтрак выползло от силы человек десять, да и те все были с позеленевшими лицами, с глазами, ищущими бумажные пакеты, заботливо размещенные командой через три метра вдоль поручней :-). Нас же таблетки сильно выручили. Мы не испытывали какого — либо дискомфорта. Вот только есть я просто не мог. А вот на Катю напал страшный жор.Мы узнали потом, что на качку у организма бывают разные реакции. Нежелание есть это наиболее распространенная реакция на качку, Жор — это менее распространенная реакция.Вот он и напал на Катю. 🙂 Она съедала все что можно было съесть за официальным завтраком, обедом, ужином, а потом мы шли в столовую для команды, с которой к тому времени уже основательно перезнакомились, за порцией добавки русской еды.
Ходить во время 9-бального шторма по кораблю невероятно сложно. Головы наши стали все в шишках, тела покрылись синяками. Хорошо хоть таблетки спасали от морской болезни. Продолжалось все это двое с половиной суток, затем волнение стало стихать и мы увидели первые айсберги.

Вот оно, Счастье!!!!
Да, именно таким образом можно было назвать наше тогдашнее состояние. Неописуемая красота айсбергов, величественные ледники, отвесные скалы, непуганный животный мир — все это про Антарктиду. Но обо всем по порядку.
Распорядок дня был следующим: высадка на берег, прогулка часа три — четыре, затем на корабль к следующему месту высадки, опять на берег, прогулка и т.д.
Высаживали нас на Зодиаках, надувных лодках с металлическим дном и мотором. В Зодиак убирается человек 15. Высаживались либо в каких-то интересных природных местах (ледники, горы, бухты и.т.д.), либо местах с большим количеством животных. Вот про животных расскажу подробнее. Пингвинов в Антарктиде видимо невидимо!!! И, пожалуйста, не верте глазам своим, когда смотрите передачи про этих милых птичек по телевизору, где они все такие беленькие, пушистенкие (птенцы) и чистенькие. Все пингвины, особено птенцы, жутко грязные, все измазаны дерьмом и жутко воняют. Вы уж простите меня, но птичник просто отдыхает в сравнением с амбрэ, витающим над побережьем Антарктики. Наконец-то мы поняли, для чего рекомендовалось взять с собой резиновые сапоги — бродить по щиколотку в пингвиньих экскрементах в ботинках было бы не особенно приятно. А на судне, на выходе с трапа, сразу же по прибытии к Антарктиде поставили два больщих таза с хлорной водой и прилагающимися щетками на длинных ручках. Но удовольствие быть рядом с непуганными животными Антарктики было ни с чем не сравнимым. Пингвины такие забавные!!!!! А птенцы такие пушистые, такие красивые!!!! И очень неуклюжие и смешные. Как они бегают за родителями с требованиями еды!!! И все это с гвалтом, шумом, криками. И совершенно не боятся человека. К ним можно подойти вплотную, на расстояние вытянутой руки.

Встреча с китами
В один из дней, уже ближе к вечеру, состоялась прогулка на Зодиаках по небольшой бухте, среди маленьких асбергов. В этот вечер была удивительно тихая погода, ни ветерка, ни волнения на поверхности воды. Только негромко работали моторы наших лодок. Передвигались мы по воде очень медленно, наслаждаясь этим спокойствием природы. А спустя минут двадцать к нам приплыли киты. Их было штук пять. Это были самые маленькие из китов, обитающих в этом районе — малые полосатики. Длиною они были метров десяти. Они совсем не боялись лодок, более того, нам показалось, что им самим мы интересны. Киты устроили целое представление — подныривали под лодками, пытаясь рассмотреть лодки и нас в них своими большими глазами, кружили вокруг, шумно выдыхая воздух дыхалами. Мы потеряли счет времени, настолько это все было завораживающе. Ну представьте, кит размером большим, чем лодка, медлено проплывает под днищем, медлено поворачиваясь животом к поверхности и его огромные плавники плавно двигаются, а хвост плещет воду, выходя из воды на расстоянии полуметра от борта лодки на котором ты сидишь. И можно почувствовать его запах, можно дотронуться до его блестящей кожи, можно встретить взгляд его больших глаз. Остановись мгновенье!!!! Сплошная медитация.
Но все рано или позно заканчивается. 🙁 Нас вызвали с корабля, пришла пора возвращаться. Киты проводили нас до самого борта Молчанова и еще долго кружили вокруг корабля в тот вечер.

Deseption
Так называется маленький подковообразный остров вблизи антарктического полуострова. Во внутренней бухте раньше располагалась норвежкая китобойная база, останки которой до сих пор там и находятся. На этом острове и произошло самое неприятное событие всего нашего путешествия. Первоначально планировалось сделать две высадки на этом острове — с внешней стороны, рядом с громадной колонией пингвинов дженту, а после зайти во внутреннюю бухту и там провести время. Началась первая высадка. Обычно мы старались выйти из каюты пораньше, чтобы попасть в первый Зодиак, но в тот раз я обнаружил, что забыл зарядить аккумулятор фотоаппарата и мы решили отправиться на берег последним Зодиаком. Во истину, все в руках божьих, не дано нам знать о всех возможных последствиях развития событий. Первый Зодиак взял пятнадцать туристов и пошел к берегу. Второй начал забирать следующих пассажиров. Мы потарапливали аккумулятор, чтобы побыстрее заряжался 🙂 В это время вернулась первая лодка с боцманом у мотора. Боцман ругался отборным матом, громко рассказывая про сильнейший накат волн на берег, про то как их чуть-чуть не перевернуло.
В этот момент вторая лодка попыталась причалить к берегу и ее как раз и накрыло той самой большой накатной волной. Нам было хорошо видно как люди горохом попадали из лодки в воду. Страшное я вам скажу зрелище. Особено учитывая, что туристы люди пожилые в массе своей. Выгрузку тут же остановили. И мы остались на борту корабля. Выяснили, что все, слава богу, живы. Есть слегка травмированные. Многие потеряли фотоаппараты и видеокамеры. Но главное — все живы. Команда долго пыталась снять людей с берега, но так и не смогла этого сделать. И тогда приняли решение отправить всех кто оказался на берегу через перевал к внутреннему заливу острова, а корабль придет туда сам. Вот так наш севший аккумулятор оградил нас от большой неприятности. На корабле мы спокойно дошли до внутреннего залива, где вышли прогуляться по острову.
Остров этот является действующим вулканом с переодичностью извержения что-то около 40 лет. Чуть ли не из каждой щели на земле сочится горячая вода. Я взял лопату и выкопал яму прямо на берегу залива, в метре от кромки воды и эта яма заполнилась горячей водой, разулся и залез в эту воду. Забавно. Гуляли мы по острову часа четыре, а в это время наши коллеги, мокрые и травмированные, переходили перевалом невысокие горы острова. К концу четвертого часа нашего пребывания во внутреннем заливе группа наших несчастных товарищей дошла до корабля. Все очень устали и выматались. Вот такая история.

Домой!!!
В этом мире все, рано или поздно, заканчивается как ни банально это звучит. Закончились эти шесть дней нашего пребывания около берегов Антарктиды. Сказали мы пингвинам до свидания, помахали огромным айсбергам ручками. Кстати, много фотографий вы можете посмотреть в разделе Портфолио этого сайта. Матросы закрепили весь болтающийся такелаж и мы отправились обратно через пролив Дрейка к Огненной Земле. Все с «Великим нетерпением» ждали начала шторма :-). Однако по дороге назад Бог миловал нас. Покачало нас, побросало корабль из стороны в сторону, но в сравнении с постигшим Молчанов шторме шесть дней тому назад, это была легкая прогулка. Все пассажиры чувствовали себя превосходно и мы проводили почти все время на мостике.
Так без приключений дошли мы до Ушуайи. Попрощались с командой — Молчанов спустя шесть часов отправился обратно по тому же маршруту, но уже с новой партией туристов. А мы отправились домой в родной Нижний делиться впечатлениями с родными и друзьями. А сейчас я делюсь своими впечатлениями и с Вами, Уважаемые посетители моего сайта.
Надеюсь рассказ мой был не слишком утомительным и может быть кто-то из Вас захочет повторить пройденое нами, тогда эта история будет просто полезна.
И в завершении скажу: мы обязательно поедем в Антарктику еще, я в этот уверен.

Мобильный 3G/4G интернет для iPad http://beeline-otzyvy.ru/ Выгодный мобильный интернет для планшетов.